Грибовка Фестиваль
logotype

"Чүглүг" чагааларга...

mengi-75@mail.ru

Тыва үжүктер

Бээр бас ҢҮӨ!

Тыва Википедия

 

Башкылар

Экии, хүндүлүг башкылар! Сайт кылдырар күзелдиг башкылар бар болза tuva@mail.ru че бижиптиңер.

Чижээ: менги.башкы.рф азы mengi.bashky.ru ышкаш боор.

Хүндүткел-биле, Эраст Хертек.

Тыва солуннар

Тува. Премьеры будущего, 2014-го года PDF Печать E-mail
Автор: Меңги Ооржак   
27.12.2013 07:32

На исходе 2013 год. Наряду с проведением новогодних программ в учреждениях культуры республики полным ходом идут постановочные работы больших мероприятий, приуроченных к столетию единения России и Тувы и основания города Кызыла. Уже начиная с февраля 2014 года, гостям и жителям республики будет представлен целый калейдоскоп юбилейных премьер. 
Во главе калейдоскопа стоит Национальный музыкально-драматический театр имени Виктора Кок-оола с музыкально-эпическим спектаклем «Тос чадырдан унгеш» - «Выйдя из берестяного чума», премьера которого состоится 25 февраля. По заказу театра пьесу написал корифей тувинской драматургии Эдуард Мижит на основе автобиографических произведений Салчака Тока. В центре спектакля – повествование о непростой судьбе противоречивой фигуры тувинской истории Салчака Тока. При формировании замысла режиссер спектакля, заслуженный артист России и народный артист Тувы Алексей Ооржак задался вопросом «Как же сын простой батрачки, вышедший из берестяного чума, умудрился стать первым секретарем Тувинского областного комитета ВКП(б) и фактически управлял Тувой до самой смерти, возглавляя её партийную организацию?». Режиссер попробовал аргументировать выбор и поступки Токи, имевшие различные последствия, в том числе и трагические. Главный герой предстанет перед зрителями в разных жизненных этапах, где сыграли разные актеры: Тывыкы маленький, Тывыкы-подросток, Тока молодой, Тока – первый секретарь, Тока пожилой. В роли первого секретаря подводящего итоги жизни на пороге смерти – заслуженный артист России и народный артист Тувы Александр Салчак.

Погружению зрителей в ставшие историей годы прошлого столетия помогут решенная в монохромных тонах сценография народного художника Тувы Начына Шалыка, и звучащие обильно и мощно хоровые композиции. По словам музыкального руководителя спектакля Натальи Лопсан в спектакле прозвучат более десяти хоровых песен, в числе которых гимн царской России «Боже, царя храни», тувинская народная песня в обработке Роберта Лесникова «Одуген тайга», «Подмосковные вечера», «Тулчуушкунче», русские и тувинские народные песни. Освоить трудные хоровые композиции драматическим артистам помогают Заслуженная артистка Тувы Эльвира Докулак и художественный руководитель и дирижер камерного хора Кызылского училища искусств, заслуженный деятель искусств Тувы Алла Саратовкина. Вопреки сложившемуся стереотипу о скучности биографических постановок, «Выйдя из берестяного чума» обещает стать увлекательным и живым спектаклем.

Через три дня после спектакля музыкально-драматического театра,28 февраля, премьеру большой литературно-музыкальной композиции представит Национальный оркестр Республики Тыва. Программа оркестра состоит из нескольких частей, где воспроизведены разные исторические отрезки: светлая скифская эпоха, героическая «минорная» тюркская эпоха, трагический период китайско-маньчжурского правления и «мажорная» эпоха перемен, ведущая к нашим дням.

Для воплощения идейного замысла композиции, гласящей о неразрывной сакральной связи человека, природы и Космоса, артистам оркестра пришлось выйти за рамки привычного для них исполнительского мастерства, овладев дополнительно и навыками драматического актера. Это отчетливо видно в вокально-инструментальной фантазии о Кулук-Ава – героической женщине-матери, которая после трагической гибели в неравном бою своего мужа – знатного военачальника, берет в свои руки власть и, призывая к защите родной земли, вместе с сыновьями героически вступает в бой.

Для воспроизведения музыки оркестр использует нестандартные выразительные средства: звуки ломания сухих веток и перебирания камней, звук ручной мельницы для помола зерна – дээрбе, звук от описываемых на полу кругов деревянным посохом, шелест газет, звуки бубна и блеяние домашнего скота. Даже расположение оркестрантов на сцене не привычное – в виде стрелы. Мощное многоголосное горловое пение и инструментальная часть программы в лишний раз подтверждают возрастающее мастерство участников оркестра. Над музыкой композиции трудятся ведущие композиторы республики: Буян-Маадыр Тулуш, Аяна Монгуш, Оксана Тюлюш. С введением и освоением литературного текста оркестру помогает народный писатель Тувы Александр Даржай.

25 апреля премьеру большой концертной программы даст Государственный ансамбль песни и танца «Саяны». Программа, насыщенная сольными и ансамблевыми танцевальными и вокальными номерами, представляет собой яркое полотно, повествующее историю Тувы в разных эпохах. Лейтмотивом через всю концертную программу проходит рождение великой реки Эне-Сай. Над постановкой танцевальных номеров работают балетмейстеры Аян-Мандан-Хорлуу и Менгилен Сат. Приоткрыв завесу, сообщаем, что в числе многих танцев особенно завораживают танцы, демонстрирующие шествие скифских царя и царицы, танец невесты и танец символов древней Тувы – каменных изваяний – кожээ.

В программе прозвучат только новые музыкальные композиции в сочинении признанных композиторов Тувы, уже успешно работавших в команде над оперой «Монгу аялга» – «Вечная мелодия», шутливо прозвав себя «могучей кучкой»: Буян-Маадыра Тулуша, Чойганы Комбу-Самдан, Ураны Хомушку, Натальи Лопсан, Аяны Оюн.

23 мая премьеру концертной программы готовится дать Духовой оркестр Правительства Республики Тыва. Новая программа подготовлена при активном участии композиторов и дирижеров из двух российских регионов – Краснодарского и Красноярского краев. Как было отмечено на презентации, сделано это неслучайно: Краснодар, Красноярск, Кызыл имеют в корне одно слово, ведь название столица Тувы – Кызыл – с переводе с тувинского означает «Красный». Так к подготовке и проведению двойного юбилея, который в 2014 году будет отмечаться на федеральном уровне, подключаются другие регионы России.

Заслуженный деятель искусств России, Калмыкии и Казахстана, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича Владимир Чернявский написал по заказу оркестра праздничную сюиту «Тувинские просторы» из пяти частей, среди которых «С тобой говорит твоя история, Республика Тыва», «Утро в Саянах», «Праздник». Произведение, как и было оговорено заранее, содержит в своей основе тувинские музыкальные темы. Композитор начал создавать сюиту, зная Туву только по ее музыке. Лишь в июле 2013 года, когда большая часть работы уже была проделана, побывав в Туве, посетив Международный фестиваль «Устуу-Хурээ», встретившись со многими музыкантами, участниками и зрителями фестиваля, он удостоверился в том, что все его мысли, чувства, ощущения совпали.


Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, доцент кафедры духовых инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра, композитор и дирижер Петр Казимир, начавший работу с оркестром еще до до его официального рождения, не только мастерски справился со сложным заданием – создать музыку от Туве, не используя тувинских музыкальных тем, но и сделал настоящий сюрприз. Он написал сюиту для чтеца и духового оркестра из девяти частей, зашифровав в каждой сакральное для тувинцев число 9: «Девять сторон света», «Девятиглазка», «Девять сокровищ», «Горы» и другие. Стихи, обрамляющие каждую часть произведения, написал по просьбе Петра Казимира его друг и соавтор, известный сибирский поэт, либреттист Сергей Вавилов, который выступит в роли чтеца на премьере.

Необычное уличное представление от Тувинского государственного театра кукол ждет зрителей 1 июня на площади Арата. Кукольно-драматический спектакль «Шыяан ам» в постановке главного режиссера Светланы Ондар обещает стать зрелищным событием. Актеры будут играть под открытым небом на передвижной сцене-телеге. Сценограф спектакля – народный художник Тувы Начын Шалык, мастер по игре с символами, создал колоритные костюмы и декорации.

Драматург, заслуженный артист Тувы Леонид Кан-оол, за основу для написания пьесы взял малоизвестные тувинские мифы и легенды. Так, в спектакле будут представлены три мира – нижний, средний и верхний, в каждом из которых правят свои боги. Для изображения верхнего мира будут задействованы куклы. Режиссер признается, что были некоторые технические сложности при решении спектакля, поскольку представление на улице. Так, например, нужно было что-то придумать, чтобы актеры возвышались над зрителями для того, чтобы все было хорошо видно и слышно. Решение пришло неожиданное. Это будет своеобразной изюминкой спектакля, которую создатели пока решили не раскрывать. Для спектакля будет использована оригинальная музыка композитора Оксаны Тюлюш. Полюбившийся Светлане Ондар принцип использования живой музыки оказался непригодным для улицы, поэтому на премьере будет звучать фонограмма записи тувинского национального оркестра с горловым пением.

Министр культуры Тувы Вячеслав Донгак, предварительно отсмотрев все представления, отметил профессиональный рост коллективов: «Каждый коллектив, понимая значимость предстоящего юбилея, постарался привнести в свою постановку нечто новое, необычное, что заставит зрителей задуматься о судьбе родного края и народа. Рад, что артисты и постановщики не стоят на месте, смело берутся за эксперименты, что позволило им подняться на более высокий профессиональный уровень».

 
Солун-дур бе? Эштериңге чугаала:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Үлегер домактар

Аныяаңдан адың камна

Бак сагыш башка халдаар

Далашкан күске сүтке дүжер

Тывызыктар

Тывызыым дытта, тоолум дошта

Итпе, итпе, кузуптар мен

Ашак-кадай чогушкан, аал ишти тоттурган

Тариналар

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ

ОМ ТАРЕ ТУУ ТАРЕ ТОРЕ СУУ ХАА

ОМ АРА БАЗА НАДИ