Грибовка Фестиваль
logotype

"Чүглүг" чагааларга...

mengi-75@mail.ru

Тыва үжүктер

Бээр бас ҢҮӨ!

Тыва Википедия

 

Башкылар

Экии, хүндүлүг башкылар! Сайт кылдырар күзелдиг башкылар бар болза tuva@mail.ru че бижиптиңер.

Чижээ: менги.башкы.рф азы mengi.bashky.ru ышкаш боор.

Хүндүткел-биле, Эраст Хертек.

Тыва солуннар

Лидия Ооржак: как учить детей родному языку и литературе PDF Печать E-mail
Автор: Меңги Ооржак   
16.05.2013 20:33

Я уверена, что настолько интересной и насыщенной яркими эмоциями жизни нигде, кроме школы, не найти. 30 лет жизни отдано преподаванию родного языка и литературы. Хотелось бы поделиться мнением о современном учителе, размышлениями о роли родного языка в становлении личности ученика, о преподавании предмета в условиях введения ФГОС общего образования.

Сейчас меня, как и других учителей, волнуют вопросы: каким быть воспитателю в современное время, чему и как учить детей? Каким должен быть учитель 21-го века? Смогу ли соответствовать тем параметрам, которые востребованы современными школьниками и родителями?



Современный учитель — это отличный психолог, воспитатель, интересный собеседник, хороший советчик, ученый, редактор, артист… На урок ребенок должен идти с огромным интересом, с желанием работать, общаться с учителем, получить новые знания не только о предмете, но и о многом. «С любовью посеянные семена обязательно дадут здоровые всходы».

Мой предмет, моя учительская деятельность создают условия для общения и с взрослыми, и с детьми, дают возможность знакомства с новыми друзьями и единомышленниками. За 30 лет работы в школе мой родной тувинский язык, у которого древние корни и который хранит народную мудрость, давал мне работу, вдохновение, содержал меня и мою семью.

Тувинский язык — это ниточка, которая передает из поколения в поколение мировоззрение народа, его ценностные ориентиры, восприятие окружающей действительности через слово, речь, обычаи и культуру. Язык является мониторингом образовательного, духовного, культурного уровня человека.

Через родное слово научить ребенка видеть красоту окружающего мира, пробудить мысли и чувства, показать нравственно-духовное начало в произведениях тувинских писателей — вот успех современного урока в условиях введения нового ФГОС общего образования. В языке отражается состояние духовного, культурного мира общества, он — орудие мышления, средство сохранения культурных ценностей любого народа России. Поэтому сохранение любого языка — задача не только филологов, но и всех нас, носителей языка и тех, кто его изучает. Уважительное отношение родителей, руководителей образовательных учреждений к истории, культуре и языку тувинского народа должно способствовать сохранению и развитию интереса детей к истории родного края, к родному языку, так как он является неотъемлемой частью саморазвития и социализации личности. Ведь каждому понятно, что ученик, знающий несколько языков, культуру разных народов, духовно богаче, чем сверстник, который знает только один язык.

Грустно отмечать, но зачастую бытует мнение, что «изучение родных языков — трата времени». Бывают неприятные ситуации, когда взрослые и дети заявляют, что по принуждению родителей или по решению администрации некоторых школ республики не изучали родной язык, пренебрежительно относятся к нему, а значит, и к истории своего народа. Как следствие: не выписываем, не читаем газеты на родном языке, с трудом выступаем на нем перед аудиторией, разговариваем на чудовищной смеси русского и тувинского. Давайте в этом случае зададим друг другу вопрос: «Какие же мы тогда тувинцы?» Поэтому мы, учителя тувинского языка, в настоящее время акцентируем внимание на актуальности сохранения и преподавания его и тувинской литературы.

Тувинские литература и язык — духовная основа в деле сохранения тувинской нации. Предназначение литературы в том, чтобы приобщить человека к высшему и самому главному, «лечить» от глубинной духовной депрессии, не воспитать «безразличие». Отрадно, что среди молодежи появляются люди, способные осознать причины неуважительного отношения к языку, «зафиксировать болезнь» и определить пути ее преодоления. Тому пример — проект инициативной молодежи Тувы об установлении памятника буквам тувинского алфавита «ӨҢҮ», сайт в Интернете «Тувинский для лентяев». Знание, пересказ, анализ произведений тувинских писателей, фактов из истории, непринужденное общение на родном языке способствуют сохранению и развитию интереса к нему, позволяют без особых назиданий изучать языки в школе и дома.

Общеизвестен факт, что вопросы духовного и морально-нравственного воспитания в современном мире наиболее остро стоят перед каждым народом. Также неоспорим факт, что данная проблема неразрывно связана с вопросами обращения современной науки к культурным традициям каждого народа, о том, что адекватное их понимание возможно только через хорошее знание языка, на котором они выражены. В эпоху глобализации вопросы сохранения и развития родного языка не являются узконациональными проблемами отдельных этносов. И даже такие высокоразвитые страны, как, к примеру, Франция, вынуждены принимать государственные законы о сохранении родного языка. Понятно, что его сохранение и развитие возможно только при условии существования качественного его преподавания в школе. Когда идет сокращение часов на изучение родного языка и литературы (или, вообще, не изучение этих предметов в школе), вопрос о сохранении культурных традиций отпадает.

На наш взгляд, решение проблемы преподавания родного языка и литературы в школе требует поиска, постепенного внедрения и применения целого ряда новых методов и приемов. Технология критического мышления, которая позволяет реализовать основные концепции ФГОС второго поколения, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Учитель и ученик вместе участвуют в добывании знаний.

Один из возможных методов, способных стать соответствующим ответом на вызов времени, подсказывает нам тувинская традиционная система воспитания и обучения. Одной из характерных ее особенностей, как и у всех восточных народов в целом, является метод преподнесения тех или иных уроков наставником в форме рассказывания притч и загадывания загадок, требующих разгадки, толкования и дальнейшего осмысления. Данный метод, в отличие от назидательных способов обучения, является наиболее творческим, помогающим сконцентрировать внимание и заинтересованность аудитории, способствующим пробуждению интеллектуальной активности, путем игрового принуждения к безотлагательному поиску вариантов решения поставленных задач.

Такую систему воспитания можно обнаружить в произведении С. Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике». Прямое информативное обозначение проблемы и предложение возможных путей ее решения, как правило, воспринимается пассивно. Совершенно иначе воспринимается постановка того же вопроса в виде некоторой задачи, проблемы, загадки. Формирование биологических знаний у детей в кочевых тувинских семьях начинается с самого младенческого возраста. Оно осуществляется через рассказы взрослых о природе, животных, растениях, притчах и тувинских обычаях, традициях.

Так, в «Повести о светлом мальчике» история бабушки возникает из вопроса маленького Ангыра «А почему человек не ест траву?» Здесь, о чем бы не был вопрос любознательного малыша, все находит объяснение в установленной гармонии в природе. Все, что не поддается логическому объяснению, мудрая бабушка объясняет с помощью мифа. Так она преподает внуку уроки нравственности, бережного отношения к окружающему миру, моральные и этические установки. Можно посоветовать тем, кто еще не знаком с повестью мастера слова С. А. Сарыг-оола, приобрести ее, прочитать детям.

В результате умелого применения предлагаемой методики обычная система обучения превращается в момент живого и заинтересованного сотворчества всех участников образовательного общения — учителя и учеников. Преподаватель, применяя этот метод, может добиться не только заинтересованности, но и более успешной усвояемости материала урока учащимися. Так учитель добивается активной сосредоточенности всего класса, пробуждения логического, самостоятельного, а также эвристического элемента мышления у детей, способности самим раскрывать основной смысл данной темы и т.д.

К примеру, на уроках, посвященных творчеству С.А. Сарыг-оола, в частности, рассматривая поэму «Саны-Моге», живой интерес учащихся можно вызвать вопросом о реальном образе и судьбе прототипов ее героев. Путем поиска фактических материалов и даже устных рассказов об исторических личностях можно заинтриговать учащихся образом одного из героев — джалана Кончука. Это реальное историческое лицо, о котором сохранились документы и воспоминания людей той эпохи. Его судьба неразрывно связана с атмосферой и событиями времени политических репрессий, когда тысячи и тысячи людей были осуждены или преследовались, будучи совершенно невиновными. Пробуждая интерес к этому персонажу, как к историческому лицу, преподаватель достигает главной цели — возрастанию желания лучше понять поэму, а в конечном итоге — изучить литературу и язык в целом.

Вопрос «Отчего люди становятся богатыми?» заставляет учащихся задуматься в поисках осмысленного и наиболее близкого к реальности варианта ответа. В результате, помимо более глубокого понимания идейного содержания изучаемого произведения, в детях формируется умение неоднозначно и без шаблонов смотреть на жизнь и людей.

Проводник детей в большой мир разнообразной, как радуга, информации — учитель на современном этапе образовательного процесса должен искать новое, в то же время не забывая, что дети — это будущие родители, учить их постижению смысла жизни, значения драгоценной человеческой жизни.

Смысл труда учителя родного языка и литературы заключается в сохранении нации. Содержание обучения на современном этапе он обязан строить в единстве процессов усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и формирования умений уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Коммуникативное развитие личности, в том числе полиязыковая компетенция школьника должны стать особой педагогической проблемой. Важно не забывать, что российская молодежь сегодня нуждается в мире и культурном сотрудничестве. Добрососедские отношения с другими этносами, соседство с иными культурами должны заставлять нас получить как можно больше информации о культуре той или иной нации. Национальное мышление в области духовной культуры — это не просто способность человека рассуждать, отражая объективную действительность в своих понятиях, представлениях, рассуждениях, оно зарождается в культуре любого народа.

 

Лидия Ооржак, Тувинская правда

Обновлено 16.05.2013 20:38
 
Солун-дур бе? Эштериңге чугаала:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Үлегер домактар

Аныяаңдан адың камна

Бак сагыш башка халдаар

Далашкан күске сүтке дүжер

Тывызыктар

Тывызыым дытта, тоолум дошта

Итпе, итпе, кузуптар мен

Ашак-кадай чогушкан, аал ишти тоттурган

Тариналар

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ

ОМ ТАРЕ ТУУ ТАРЕ ТОРЕ СУУ ХАА

ОМ АРА БАЗА НАДИ